Прически эпохи Возрождения
Характеристики периода
Если Средние века — период религиозного фанатизма, то Ренессанс — это совершенно новый этап в истории человечества, когда ключевыми понятиями становятся гуманизм и антропоцентризм. На первый план выходят вера в разум, мудрость, интеллект, преклонение перед творчеством.
Именно к периоду Ренессанса относятся картины Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Тициана, Боттичелли, литературные творения Данте, Петрарки, Шекспира, Сервантеса. В это время активно начинает развиваться наука. Людей все больше интересует, как устроен окружающий их мир. Этому посвящены труды Галилея, Коперника, Монтеня, Макиавелли и др.
Кстати. Раньше всех Ренессанс пришел в Италию (14 век), а оттуда распространился на другие европейские страны (15–16 века).
По сравнению со Средними веками существенно поменялась и мода. Тон всему обществу задавали представители королевской семьи. С их подачи обновки и прически становились популярными. Например, французская королева Екатерина Медичи ввела в моду женские панталоны.
В эпоху Ренессанса были востребованы береты. Мужчины коротко стриглись, а женщины выпускали из-под головного убора завитые локоны, декорированные бусами или лентами. Если кавалер носил длинные волосы, он тоже подкручивал их.
В отличие от Средневековья, для нарядов эпохи Возрождения характерно стремление к горизонтальным линиям и силуэтам: акцент на плечи, широкий низ. Мужская обувь — уже не остроносая, а мягкая, без каблуков, с тупым носом.
Еще одна важная примета костюмов: обилие разрезов, через которые просвечивалась нижняя одежда. По краю эти отверстия обшивали кантом, нитями.
Стиль и детали костюма эпохи Ренессанса разнились в зависимости от страны:
В Италии женщины и мужчины носили симару — своеобразный плащ-мантию. Дамы надевали под него платье котт, которое состояло их корсета или лифа, а также юбки. Наряды шили из дорогостоящих тканей: бархата, парчи и др. Самыми модными оттенками были изумрудный, зеленый, винный. Итальянская одежда того времени отражает признаки античности: простота, мягкая плавность, наличие свободных складок и т. д.
Испанки облачались в платья, напоминающие по форме 2 треугольника, вершины которых сходятся на талии. Это достигалось путем применения подкладок, каркасов. Дополнением образа служили высокий воротник, необычные головные уборы. Мужчины носили плотные каркасные костюмы, набитые опилками, ватой и т. д.
Французские наряды одновременно испытывали влияние Италии и Испании. В моду здесь входят белые рубашки, позднее — трикотажные чулки. Фаворитами становятся светлые тона. Розовый, голубой, зеленый носят как мужчины, так и женщины. Платье француженки имело узкий, жесткий лиф, глубокое декольте, жесткий воротник из кружева, пышные рукава буф.
Наряды в Германии еще долго время испытывали влияние средневековых тенденций. Они имели пропорции, вытянутые по вертикали: высокие головные уборы, длинноносая обувь. Позднее на немецких костюмах эпохи Ренессанса появились декоративные разрезы.
Английская одежда аристократов был роскошной: бархат, меха, восточные ткани, яркие цвета. Наряды придворной знати декорировали вышивкой, драгоценными камешками, кружевом. Представители остальных сословий носили скромное, порой даже мрачное облачение.
Кстати. В дополнение к новым нарядам и прическам в эпоху Возрождения появилась мода на перчатки, веера, а также полумаски.
Современные варианты
Для романтического или праздничного вечера вы можете выбрать прическу на основе локонов или плетения. Например, сделайте боковую французскую косу ото лба к затылку, а остальные волосы уложите в низкий пучок.
Или же сделайте высокую гульку, дополнив ее несколькими косичками разной толщины. Произвольно уложите плетение вокруг головы, дополнив прическу декоративным шнуром или лентами.
Можно сделать три вертикальных пучка в духе Ренессанса. Отделите по обе стороны ото лба 2 прядки. Заплетите из этих волос 2 косы. Соедините их на макушке, уложите в гульку. Повторите аналогичные действия дважды.
В более сложных вариантах причесок эпохи Ренессанса сочетаются и завитые волосы, и разнообразные плетения. Можно подкрутить локоны при помощи бигуди или плойки, предварительно отделив часть прядей для кос. Либо формировать плетение из волнистых, уже завитых волос.
Такие прически смотрятся особенно роскошно в сочетании с богатым декором: тесьмой, декоративными шнурками и шпильками, бусами и т. д.
Общие рекомендации по выполнению
Простые прически в средневековом стиле легко сделать самостоятельно. Для выполнения потребуется стандартный набор инструментов, а также подходящие аксессуары
Передать особенности прошлого можно не только с помощью прически, украшений, уделить внимание стоит и наряду. Строгость и аскетизм форм укладок — основные черты причесок времен принцесс и рыцарей
Инструменты для выполнения:
- щетка с натуральным ворсом для расчесывания копны;
- тонкий гребень для создания вертикального пробора;
- пенка, мусс, воск для придания косам желаемой пышности или гладкости;
- резинки, шпильки, невидимки для фиксации прически;
- аксессуары для волос — ободки, обручи, ленты.
Как выполнить прическу:
- Локоны рекомендуется вымыть с шампунем и кондиционером.
- Обработать кремом, пенкой или воском для плетения кос.
- Разделить локоны пробором или зачесать назад.
- Заплести одну или две косы, аккуратно уложить, зафиксировав шпильками.
- Дополнить подходящими аксессуарами.
Пышные наряды и щеголи-петиметры
Костюм Петра I. Повседневный кафтан, камзол. Полушелк, шерстяная ткань, льняная рубчатая ткань, бахрома. Начало XVIII в. Фотография: reenactor.ru
Мужской кафтан. XVIII в. Фотография: mylitta.ru
Костюм Петра I. Праздничный кафтан, камзол, штаны. Сукно, атлас, хлопчатобумажная байка, шелковая нить, вышивка. Рубеж XVII – XVIII вв. Фотография: reenactor.ru
Очень долгое время — до XVIII века — мужской костюм не уступал женскому в яркости и обилии декоративных деталей. Одежда той эпохи отличалась от современной, но основа мужского костюма из трех предметов сформировалась уже тогда. Сегодня это пиджак, жилет и брюки, а в XVIII веке — кафтан, камзол и кюлоты.
Кафтан, как правило, шили так, чтобы он плотно облегал торс до талии, а вот полы — длиной до колен были широкими. Просторными были и манжеты на длинных рукавах. Кафтан обходился без воротника, застегивали верхнее одеяние только частично или не застегивали вообще: под ним виднелся камзол. Он почти полностью повторял фасон кафтана, но обычно был без рукавов.
Кюлоты — так их называли во Франции — короткие штаны, прерогатива людей знатных и состоятельных. Во времена Великой французской революции восставших простолюдинов называли «санкюлотами», то есть «безкюлотными»: они носили длинные брюки, в которых было удобно работать.
Повседневные мужские костюмы шили из шерсти и сукна, парадные — из бархата, шелка, атласа. Почти все детали кафтана и камзола портные старались подчеркнуть декором — вышивкой, золотыми и серебряными галунами, а манжеты и воротник сорочки отделывали кружевами.
Под камзол мужчины, как и женщины, надевали сорочку. В то время она играла очень важную гигиеническую роль, ведь нередко остальную одежду из дорогих тканей стирать было нельзя. Аристократы предпочитали сорочки из тонкого белоснежного полотна. С короткими штанами носили чулки, самыми нарядными также считались белые.
Большое внимание европейские аристократы уделяли не только одежде, но и обуви, аксессуарам. Туфли на высоких по современным меркам каблуках украшали пряжками. Сапоги тоже носили, но реже: они были обувью для поездок, путешествий и охоты
На голову надевали парик, обильно посыпанный пудрой. Самый популярный его тип — искусственная прическа с туго завитыми локонами по бокам и хвостом, прихваченным черным бантом. Поддерживать парик чистым и ухоженным было сложно, однако все равно проще, чем если бы приходилось укладывать собственные длинные волосы. Завершали костюм шляпа-треуголка, длинный плащ и множество декоративных деталей: перчатки, табакерка, трость, перстни и прочие украшения. Сборы для выхода в свет у тогдашнего щеголя, или, как их называли во Франции, «петиметра», отнимали немногим меньше времени, чем у дамы
Сапоги тоже носили, но реже: они были обувью для поездок, путешествий и охоты. На голову надевали парик, обильно посыпанный пудрой. Самый популярный его тип — искусственная прическа с туго завитыми локонами по бокам и хвостом, прихваченным черным бантом. Поддерживать парик чистым и ухоженным было сложно, однако все равно проще, чем если бы приходилось укладывать собственные длинные волосы. Завершали костюм шляпа-треуголка, длинный плащ и множество декоративных деталей: перчатки, табакерка, трость, перстни и прочие украшения. Сборы для выхода в свет у тогдашнего щеголя, или, как их называли во Франции, «петиметра», отнимали немногим меньше времени, чем у дамы.
Французские образы
На Францию значительно повлияли итальянские идеалы красоты. В приоритете у мужчин были короткие прически, до плеч с мелкими локонами или крупными кудрями. Короткая стрижка с завивкой стала культовой во Франции XVI века из-за прихода к власти короля Генриха IV, который очень любил такой тип прически.
В духовенстве распространились прически с выстриженной макушкой — тонзурой, которые дополнялись бородами с сединой. Именно наличие седины считалось высшим проявлением стиля.
Среди французских дам также ощутимо было веянье Италии, многие из них стремились к массивным, многоуровневым прическам с разноплановыми кудрями. Также используются парики разной цветовой гаммы, причем их активно применяют и женщины, и мужчины.
XIX век: античная изящность и изысканность романтизма
Вильгельм Каульбах. Портрет Ференца Листа. 1856. Мемориальный музей Ференца Листа, Будапешт, Венгрия
Владимир Боровиковский. Портрет Алексея и Александры Лобановых-Ростовских. 1814. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Карл Брюллов. Портрет княгини Елены Павловны. 1828-1829. Частное собрание
В XIX веке мода на прически менялась быстро: почти каждые десять лет появлялись новые формы. Моду диктовала в основном Франция, оттуда приходили все парикмахерские новинки.
В начале века Россию захватила античная тема.
Мужчины больше не носили парики и не пудрили прически, они коротко стриглись и аккуратно укладывали волосы. Самая популярная стрижка тех лет — «а-ля Тит» напоминала образ римского императора из династии Флавиев. Часто мужские прически дополняли короткими узкими бакенбардами, которые называли «фаворитами».
Женщины в начале XIX века тоже носили недлинные волосы, которые завивали самым разным образом. Видов кудрей было множество: спиралеобразные и трубчатые, плоские и круглые, ленточные и похожие на стружку. В моду вошла прическа «а-ля Нинон» с челкой, локонами и плоским шиньоном на затылке.
Эпоха романтизма принесла моду на полудлинные волосы — каре — у мужчин. Особенно популярны подобные стрижки были у литераторов, художников и музыкантов. Считается, что основателем моды стал любимец публики, пианист Ференц Лист.
Женские прически в середине века опять стали сложнее: их дополняли накладными локонами и косами, украшали перьями, цветами, гребнями, драгоценными камнями. Вошли в моду пропорциональные укладки, когда волосы разделяли на две равные части и собирали в валики или полушария.
В 1886 году в Петербурге появился первый инструмент для завивки — щипцы Марсель. Они произвели сенсацию в парикмахерском искусстве — и мода на женские прически стала меняться стремительно. Парикмахеры экспериментировали с силуэтами, завивая и укладывая длинные волосы самыми разными способами.
На рубеже XIX-XX веков появилась новая мужская стрижка — «а-ля Капуль», названная в честь французского певца-тенора Виктора Капуля. Волосы делили на прямой пробор и укладывали полукругом с обеих сторон, оставляя коротенькую челку. Повальную популярность высмеивали писатели. В рассказе «Делец» Антон Чехов описывал персонажа: «Одет всегда по моде и причесан a la Капуль». А Николай Лесков в очерке «Домашняя челедь» шутил о том, что российские «лакеи и повара расчёсывают капуль а-ля дурак» и утверждал, что певец Капуль не выдумал прическу, а позаимствовал ее у русских послов, которых видел на древних гравюрах.
Женские укладки в начале ХХ столетия стали гораздо проще: развитие движений за равные права изменило социальное положение женщины. Девушки стали работать, путешествовать, заниматься разными видами спорта. У них не было времени на долгую укладку — так в моду пришли естественность, удобство и простота.
Русские прически от Древней Руси до начала XX века
Характерные черты причесок
Прически продолжали стиль барокко, выполнялись на париках как у мужчин, так и у женщин. В начале XVIII века использовались аккуратные модели «Полонез», «Графиня Коссель», состоящих из завитых локонов и гладкого затылка. После популярность обрела прическа «Тапи», локоны завивались мягкой волной, укладывались высоко в области темени, образуя яйцевидную форму. С течением лет укладки становились все сложнее, моду захватывают каркасные варианты.
Для пышных, объемных причесок используются не только парики, накладные пряди, но и фигурки людей, композиции из фруктов, цветов. Популярной становится модель под названием «Фрегат» с кораблем на голове. Подобные укладки создавались на длительное время, были непрактичными, постоянно чесались. В напудренных локонах заводились насекомые и даже грызуны. Чтобы несколько облегчить жизнь придворным дамам, личный парикмахер Марии-Антуанетты придумал особую складывающуюся конструкцию.
В мужских прическах сохраняется парик, но гораздо меньших размеров чем в барокко. Популярными были модели с мелкой завивкой а-ля баран, «Хвост» с кудрями по бокам и хвостом на затылке. Сложная прическа а-ля бурс состояла из фактурных завитков у висков, достигающих мочек уха, основную копну убирали в футляр на затылке, украшали лентами, пряжками. Также актуальными укладками считались «Крысиный хвост», узел, также волосы завивали в тугие букли и локоны-ракушки.
Описание стиля
Буквально название направления означает «скальный», связано с происхождением основного элемента — декоративного завитка. Стиль является продолжением барокко, его более помпезной, утонченной формой. Отличается особой пышностью, детализацией, нежными пастельными красками. Зарождение направления относится к середине XVIII века, когда во дворцах царила роскошь, а простой народ нередко голодал.
Продолжает традиции барокко, но в более изысканной, изящной форме, с искажением естественных природных линий. В живописи, архитектуре, музыке, моде присутствуют мелкие детали, вычурность, искусственность. Рококо имеет истинно женское обличье, даже мужские силуэты приближаются к утонченным девичьим формам. Идеалом красоты считается круглолицая жеманница с тонкой осиной талией, хрупкими плечами.
С эпохой рококо связано появление нежных пастельных оттенков, бледно-голубого, светло-желтого, розового. Основной посыл — вечная юность, дамы всех возрастов стремились выглядеть словно нимфы, накладывая пластами пудру и румяна.
Часто не выделяется в самостоятельное направление, считается ответвлением барокко. Во время расцвета классицизма рококо использовался в презрительном контексте всего манерного, вычурного, лжеискусства. Игра, фантазия, искажение действительности — характерные особенности отразись на всех сферах искусства, архитектуре. Изогнутые, капризные завитки, напоминающие изображение раковины, являются основным символом.
Новые формы заменившие помпезный, тяжелый барокко призваны служить развлечением, возбуждать легкие, мимолетные эмоции. Основоположником стиля считается живописец Антуан Ватто, создавший яркие образы, отображающие суть направления. В архитектуре основной акцент делался на декоре интерьеров, а не на линиях фасада. Стены окрашивали в монохромные, светлые оттенки, украшением становились сюжетные панно. Резные панели заменяли рамы, мелкие изогнутые детали придавали вычурный вид.
Мода рококо отличается акцентом на нежности, юности. Обильное нанесение пудры превращало лица в безжизненные маски. Мужчины становятся настоящими нарциссами, тщательно следят за внешним видом, наряжаются словно барышни. Костюмы также создаются с акцентом на элегантность, изящность, характерные для женских образов. Мужской гардероб пополняется новыми элементами, появляется удлиненный кафтан жюстокор. Его силуэт дублирует фигуру, а полы гротескно торчат в разные стороны. Под кафтаном носят камзол, длиной до колена, опоясанного обручами, фалды создают подобие юбки. В мужском костюме появляются жабо и шейные платки, наряды украшают кружевом, воланами, лентами. Штаны достигали линии колен, сочетались с белыми гольфами.
В женских нарядах сохраняются пышные каркасные юбки и корсеты. В первые годы рококо юбки были достаточно скромных размеров. Постепенно расширяются до гротескного максимума, принимая не круглую, а овальную форму. Впервые начали использовать для украшения нарядов декоративные цветы в сочетании с лентами. Особое значение придают нижнему белью, благодаря открытым нарядам было выставлено напоказ. Для пошива используют шелк, обильно декорируя золотом, серебром, кружевом, вышивкой.
Внимание! Аксессуары служили не только дополнением к основному наряду, но и позволяли обмениваться с кавалерами тайными знаками. Перчатки, веер, платок и мушка на лице были инструментом в руках манерных влюбленных
Характерные черты причесок этого времени
Волосы во времена Средневековья женщины старательно прятали за головными уборами. Церковь диктовала простоту, скромность, прически мужчин также не отличались разнообразием
Основное внимание уделялось аксессуарам, украшающим прическу. Использовали венцы, платки, золотые сетки, чепчики
Мужчины на притяжении столетий носили «Пейзанскую» стрижку, отличительными особенностями сословий были лишь головные уборы.
Характерные черты Средневековья:
- «рыцарские» косы представляли собой длинные плетения шириной в ладонь, для которых использовались отрезы ткани;
- боковые косы-улитки создавались из двух параллельных колосков, уложенных у висков;
- мужчины носили короткие стрижки с челкой, обязательным элементом образа была борода;
- простые прически принимали изысканные формы благодаря различным головным уборам и украшениям.
Утончённый пучок
Причёска пучок предлагает прекрасным дамам множество видов оформления подобной идеи, что делает этот простой способ укладки очень популярным. Волосы могут быть гладко зачёсанными или, наоборот, выглядеть слегка растрёпанными. Пучок может располагаться высоко на макушке, украшать волосы на затылке или красиво оформляться на боку. Для укладки можно использовать в качестве «строительного материала» гладкие, распушенные или завитые локоны. Не менее оригинально смотрится пучок из «неаккуратных» жгутов, заколотых и украшенных аксессуарами или симпатичной заколкой. Причёски подобного вида очень изысканно подчёркивают линию шеи и декольте и смотрятся очень женственно.
Можно ли сделать укладку самостоятельно
Старинные прически легко создавать своими руками. Для выполнения причесок на основе русской косы можно ознакомиться с видео Лилит Мун,пошаговая техника обеспечит желаемый результат. Различное расположение кос позволит подобрать прическу для разных типажей внешности.
Инструменты для выполнения укладки в русском стиле:
- щетка для расчесывания всей копны, выбирать в зависимости от типа волос, чтобы локоны хорошо разделялись и не пушились;
- плоский гребень потребуется для выполнения пробора, создание гладкой укладки, попрядного расчесывания плетения;
- гель, воск, лак или помадка используются для создания аккуратной укладки;
- невидимки, шпильки, резинки позволят зафиксировать косу, сохранив форму максимально долго;
- аксессуары для волос — кокошник, платок, обруч, ленты, кружево.
Причёски с косами на каждый день быстро и легко.
Тематическая прическа из волос длиной до плеч
Локоны средней длины дают больший простор для фантазии, нежели совсем короткие пряди. Особенно повезло обладательницам стрижки каре, она замечательно подойдет любому образу, за исключением, разве что, русалки. Какие же роли могут выбрать обладательницы полудлинных локонов? Первое, что приходит в голову это ожившая покойница. Прическа зомби, как вы понимаете, просто обязана быть бесформенной. Лучше всего художественный беспорядок создает начес, произвольно закрепленный лаком.
Брюнетки могут выбрать для себя образ Черной королевы или роковой Дамы пик, а блондинки или рыжеволосые леди имеют все шансы преобразиться в сексапильную, но отнюдь не милосердную медсестру.
Можно выполнить укладку на средние волосы как обычно, и потом уже расставить окончательные акценты, выделив отдельные или все прядки при помощи цветной туши. Блондинки очень выиграют, если воспользуются тонирующим шампунем модного оттенка.
Популярную укладку «рожки Дьяволицы» на средних волосах выполнить тоже совсем не сложно. Для её создания можно использовать подходящей формы ободок в качестве поддерживающего каркаса.
Актуальность в наши дни
Современные укладки отличаются от моделей Средневековья. Сегодня локоны завивают, собирают в изысканные формы, придают динамику, объем. Головные уборы не прячут красоту волос, актуальные окрашивания подчеркивают блеск и сияние. Прически времен рыцарей и благородных дам остались в прошлом. В парикмахерском искусстве используют лишь отделенные элементы плетений. Сложно сочетать укладки романского и готического стиля с современными направлениями.
Кому подходят:
- юным, стройным барышням модельной внешности;
- выполняются прически на средние, длинные локоны, прямой, вьющейся структуры;
- собранные волосы станут украшением вытянутых, треугольных, правильных овалов, не подходят круглолицым девушкам;
- современные интерпретации сочетаются с романтичным стилем, а также бохо, гранж;
- можно использовать при создании торжественных образов, для тематических вечеринок, современный рыцарских турниров, у которых сегодня немало поклонников.
История стрижки андеркат
Стрижке undercut почти 100 лет. Первыми ее стали носить британские солдаты в период Первой Мировой войны. Чуть позже удобство стрижки, позволявшей сохранить относительную длину волос и не мешавшей вести бой, оценили и солдаты Германии. Герои войны популяризировали «андеркат» и в мирной жизни. Уже в 20-х годах XX века стрижка стала неотъемлемой частью preppy (от англ. preparatory – подготовка) – стиля молодых людей, поступающих в ВУЗы.
В 30-х годах undercut стал отличительной чертой образа членов молодежной организации «Гитлерюгенд» (Hitlerjugend). А к 40-м завоевал популярность и в светских кругах Германии как символ безукоризненности и опрятности. В этот же период «андеркат» стали носить первые американские хипстеры, а также шотландские и ирландские эмигранты – суровые ребята, формировавшие легендарные олдскульные уличные банды.
Андеркат был отличительной чертой образа Hitlerjugend
В 50-х и 60-х годах в связи с изменением модных тенденций и появлением множества социокультурных течений (например, хиппи) популярность стрижки пошла на спад. Однако ее еще можно было увидеть на ярчайших деятелях творческой тусовки той эпохи. Например, знаменитая прическа Элвиса Пресли, которую англичане также называли quiff, является разновидностью «андерката».
Следующий всплеск популярности стрижки пришелся на 80-е годы. В XXI веке запрос на undercut наметился в 2010 году и до сих пор сохраняет актуальность. Причина не только в удобстве, но и в популяризации со стороны богемы – известных актеров, спортсменов и певцов, формирующих модные тренды среди молодежи.