Внедрение ХАССП на пищевых производствах

Система ХАССП на пищевых предприятиях — это четкая система, реализация которой на предприятии, конечно же, должна быть подтверждена документально. Причем отобразить на бумаге следует все этапы контроля производства.

  1. Входной контроль. На предприятии заводится журнал безопасности инвентаря, сырья и материалов. Помимо этого, в наличии должны иметься удостоверения качества, ветеринарные свидетельства и пр.
  2. Программа производственного контроля. Утверждается она руководством или СЭС. Также на предприятии должны иметься графики санитарно-гигиенического состояния производства, микробиологического и химического контроля.
  3. Прием посетителей (разработка правил).
  4. Медосмотры. Для всех работников должны иметься специальные книжки с отметками о прохождении флюорографии и курсов гигиенического обучения. Помимо этого, на предприятии заводятся журналы контроля заболеваний работников и допуска к работе. Проверяющим органам также предоставляются договор на обследование сотрудников и график проведения осмотров.
  5. Мойка и дезинфекция. Внедренная программа ХАССП предполагает разработку на предприятии графика организации санитарных дней, ведение журнала приготовления моющих средств, составление инструкции по дизенфекции.
  6. Работа инженерных систем. Помимо всего прочего, на предприятии должны быть в наличии договор на обслуживание вентиляции и журнал контроля температурно-влажностного режима.
  7. Автотранспорт. На заводе должны быть заведены журналы контроля температуры транспортировки продуктов и регистрации дезинфекции кузовов машин. Также проверяющим придется предъявлять договор на проведение санобработки автотранспорта.
  8. Оборудование. Производство продуктов питания по системе ХАССП возможно только на оборудовании, имеющем технические паспорта.
  9. Управление отходами. По этому пункту на предприятии должны иметься договора на вывоз мусора и его утилизацию. Также разрабатывается и график этой процедуры,
  10. Контроль качества. На всю реализуемую продукцию предприятия должно иметься санитарно-эпидемиологическое заключение. Также необходим реестр удостоверений о качестве.

Структура ХАССП

Система анализа рисков включает в себя документацию, технологические процессы и ресурсы для реализации программы ХАССП. Она формируется индивидуально, исходя из особенностей производства, номенклатуры продукции, перечня потенциальных рисков. Для создания структуры требуются технологические карты, структура персонала, планы производственных помещений и многое другое.

В состав ХАССП входит:

  1. Документация. Инструкции, приказы, регламенты и прочее разрабатываются под конкретную организацию.
  2. Подготовка организации. Производственно-заготовительные цеха, склады и прочие помещения приводятся в соответствие с международными и национальными требованиями, исходя из специфики деятельности компании.
  3. Выявление критических точек и их пределов. Это наиболее «узкие» места производственных процессов, где вероятность угроз наиболее высока.
  4. Контроль над соблюдением работниками разработанной документации. Проверка знаний персонала и мониторинг ККТ – гарантия соблюдения программы.

Нюансы внедрения ХАССП

Главная проблема, с которой сталкиваются организации – неготовность сотрудников играть по новым правилам. Требуется обучение и проверки, что неизбежно повышает напряжённость в коллективе. Второй вопрос – реальное следование стандартам, а не замена качества бюрократией.

Чтобы избежать трений в коллективе, лучше привлечь к разработке программы стороннюю организацию. Это может оказаться дешевле, чем оформить самому документы, так как не придётся отрывать от трудовых обязанностей штатный персонал. А чтобы наработки не стали фикцией, работать над совершенствованием и следованием принципам ХАССП нужно перманентно.

Принципы ХАССП требуют от персонала дополнительного времени на их осмысление и прикладное использование. Сотрудники, привыкшие работать «по старинке», очень трудно привыкают к новым требованиям. На пищевых производствах с быстрым обновлением кадров добиться от сотрудников соблюдения регламентов нелегко.

Требуется не только подготовка документации, но и изменение концепции деятельности. У линейных руководителей возникает соблазн не реагировать на превышение ККТ, чтобы не останавливать производство и не нести дополнительные издержки. Расходы на внедрение системы окупятся лишь в среднесрочной перспективе (в лучшем случае), за счёт повышения лояльности: в первую очередь – потребителя, во вторую – персонала.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Салон естественной красоты
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: